Шахматный ресурс » Шахматы » О шахматистах » Франсуа-Андре Филидор
 
 

Франсуа-Андре Филидор

Старинный открытый дебют, известный шахматным теоретикам как защита Филидора, всё ещё иногда встречается в турнирной практике крупных соревнований и до конца не вытеснен более современными дебютами. Любители шахмат знают, что он назван в честь французской шахматной знаменитости — Франсуа-Андре Даникана Филидора. Но вот насколько интересной и многогранной творческой личностью был Филидор, знают не все.

Молодые годы Филидора

Франсуа-Андре был сыном Андре Филидора - придворного композитора и известного французского музыканта. Он родился в 1726 году в небольшом городке Дрё. Франсуа полностью унаследовал музыкальные таланты отца и уже в 6 лет пел в придворном хоре французского королевского двора в Версале. Там юный музыкант пристрастился к любимому хобби многих знатных людей того времени — игре в шахматы. В результате слава известного шахматиста пришла к нему раньше славы известного музыканта. Учебник «Анализ шахматной игры» Франсуа написал в 1749 году, а вот первую комическую оперу «Сапожник Блез» он создал много позже — в 1759 году.


Шахматная карьера

Уже к 14 годам, когда ушёл из хора, юноша был хорошим шахматистом. Он поселился в Париже и жил за счёт частных уроков музыки. Свободное время Франсуа посвящал шахматной игре. Много шахматных партий он провёл в знаменитом кафе «Режанс» которое посещали самые известные французские шахматные мастера того времени. С самым известным из них, Легалем, Филидор сначала играл с форой в ладью, но через некоторое время смог играть с этим мастером на равных, а потом и превзойти его. После этого он был признан первым шахматистом Франции. В ходе своих многочисленных поездок по Европе, Франсуа-Андре играл партии с ведущими шахматистами других государств, чаще всего одерживая победы. Например, в 1792 году в ходе сеанса одновременной игры с тремя лучшими английскими шахматистами, он победил двоих из соперников.


Теория Филидора

Основой успехов мастера являлась тщательно разработанная им теория игры. В отличие от предшественников и современников, он большое значение придавал роли пешек в шахматной партии. Именно Филидор обосновал силу пешечных цепей, в которых пешки прикрывают друг друга и прикрываются другими фигурами. Он детально разработал дебют, существующий ещё с XVI века и в честь него получивший название защита Филидора.


Филидор как музыкант

Не менее значимый след оставил этот человек и в музыке. Им написано большое количество опер и других произведений, в основном на непривычные для эпохи классицизма комично-бытовые сюжеты. Оперы Филидора ставились в ведущих европейских театрах, в том числе и в России. Так например, опера «Кузнец», написанная им в 1761 году, выдержала более 200 постановок.


Конец жизни

Уехав в очередной раз в Лондон в 1792 году, Филидор не смог вернуться в Париж, так как между Англией и революционной Францией началась война. Мир был заключён в 1795 году, но после этого Филидор юридически считался эмигрантом. Вернутся в родную страну он не мог под страхом уголовного наказания. Семья выхлопотала разрешение властей на его возвращение, но было уже поздно — 31 августа 1795 года гений шахмат и музыки умер в Лондоне.

 
 
 
 
 
   
  Источник: chess-portal.net

30-01-2020

 
Добавление комментария
   
 

 




 
 
Copyright © 2005 - CHESS-PORTAL.NET
Дизайн — New Studio Usability
ncu-design    Уникальный контент сайта защищен
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. Использование материалов фотографического и текстового характера разрешена с указанием источника.