Однажды, получив бюллетени и переиграв партии турнира ?Интерполис?, совсем
молодой Каспаров сказал своим помощникам: ?Наши идеи имеют мало общего с тем,
что мы только что видели. Мы рассматриваем дебюты совсем иначе, чем они?. В те
годы в голландском Тилбурге играли сильнейшие гроссмейстеры мира...
?????О
вкладе Гарри Каспарова в теорию дебютов за более чем четверть века пребывания
его в больших шахматах может быть написана книга, думаю, что и не одна. В
последние десятилетия не было никого, кто работал бы над дебютами с таким
неистовством, как Каспаров, и так обогатил бы их новыми идеями...
Интенсивно занимаясь начальной стадией игры, Каспаров не довольствовался оценкой
?лучше? или ?немного лучше?. Он шел дальше, не прекращая анализа там, где другие
останавливались. И еще дальше. И еще. Следуя принципам Ботвинника и исследуя
позиции уже миттельшпильные, а порой и эндшпильные. За анализом он постоянно
повторял самому себе и своим помощникам: ?Тщательно! Тщательно!? И те тщательно
переносили результаты многочасового, многодневного, многомесячного труда в
толстые тетради, исписанные разноцветными чернилами.
?????Потом пришла эра
компьютера. Сейчас почти каждый шахматист начинает работать с компьютером с
детского возраста, и этим никого не увидишь. Но он первым показал, как
использовать положительные качества машины, приспособить их к нуждам человека,
сидящего за доской. Дело это не такое простое ? найти правильное соотношение
между рекомендацией компьютера и собственным взглядом на позицию, не довериться
полностью машине, но и не недооценивать ее решений, зачастую вызывающих и
невероятных для человеческого глаза. Лет десять назад Каспаров сказал, что,
глядя на дебютные исследования элитных гроссмейстеров, видит рядом с собой,
пожалуй, только Виши Ананда, в правильной пропорции по отношению к собственным
идеям использующего аналитические способности компьютера.
?????Он мог найти
слабую точку в репертуаре соперника и нанести удар в этом самом слабом месте.
Легко сказать! Ведь для этого надо было самому обладать огромными познаниями и
постоянно поддерживать и обновлять свой дебютный арсенал. Чтобы достать того же
Ананда в сицилианском драконе в матче на мировое первенство в 1995 году, надо
было не только установить, что его соперник чувствовал себя неуверенно в этом
острейшем варианте, но и, перелопатив огромное количество материала, открыть
новые идеи и скрытые возможности.
?????Я думаю, что если бы база данных
Каспарова со всеми новинками и заготовками попала в руки какому-нибудь
гроссмейстеру средней руки, тому было бы очень непросто в ней ориентироваться, и
он попросту запутался бы в этом кустарнике вариантов и подвариантов. Гигантская
работа, которую пришлось бы провести ему, чтобы понять, в чем заключается смысл
новой идеи, могла бы оказаться неподъемной.
?????Помимо огромного таланта, у
Каспарова было и другое важное качество, необходимое для исследовательской
работы: он чувствовал, в каком направлении надо копать. И он копал глубоко,
очень глубоко. Диапазон его познаний был необычайно высок: он все брал на
заметку, даже дебюты, которые вряд ли понадобились бы ему для практических нужд.
??????Новый ход, кажется?, ? сказал я, наблюдая вместе с ним в Тилбурге в
1989 году за партией Сакса с Иванчуком, в которой партнеры разыграли один из
самых сложных вариантов защиты Алехина. ?Да ты что, ? отвечал Гарри, ? так уже
Попович с Багировым в Москве две недели назад играл. Там было...?
?????Однажды Борис Гулько сказал ему: ?Что-то в последнее время играть стало
нечего, почти все заиграно...? Гарри усмехнулся: ?Ничего, вот у меня сейчас как
раз месяц свободный, займусь дебютами, посижу над доской, тогда увидите, что
надо играть?. Конечно, в этих словах слышна бравада, но есть и немалая доля
правды; известно ведь, что гений разводит огромные костры, из которых нетрудно
утащить по головешке, и из костров, разведенных Каспаровым в зарослях различных
дебютных вариантов, немало даже самых именитых утянули головешки для своих
собственных костров.
?????Каспаров задавал моду в шахматах, и многие, очень
многие ждали от него дебютных откровений и новых идей, прислушиваясь к биению
его шахматного пульса, так же как лилипуты по ночам прислушивались к биению
сердца Гулливера.
?????Методы тотальной дебютной подготовки Каспарова
использовались потом его более молодыми коллегами, но ему было много труднее: он
был первопроходцем. К тому же он всегда шел собственным путем и тоже мог бы
сказать: я был среди них, но не с ними.