|
Шахматная красота или хотите эстетичность, область пока ещё мало изученная. Тут я могу привести некоторые труды, в частности книги, «Красота шахматной партии» Смирнов Александр Александрович. Ласкер Эмануил «Учебник шахматной игры». В обобщении, в книгах, даётся анализ эстетичности игры, её драматическую подоплёку. Драматизм и эстетичность одновременно связаны с действием, в процессе игры. У Ласкера, к примеру, в его книге, даются определения фигурам, это может быть выглядит как в спектакле, каждая фигура наделена «живой ролью», она словно живая, к примеру, слоны весьма выразительны в своих репликах, они даже могут смеяться и громко хохотать, потому что они слоны и они сильные и мощные. Так у Ласкера, каждой фигуре, присвоены свои «живые роли». Конечно, это всё в книге, показано остроумно, но, однако не так много подходов, с научной точки зрения. Тем не менее, в своей книге, Ласкер на правильном пути – драматизм, спектакль, действо, показывает нам, точное определение того процесса, который принято называть эстетичностью в шахматах, тонкостью и красотой, возбуждая чувство прекрасного, так называемая «перипетия». Что называется «перипетией» – внезапное изменение в ситуации действующего игрока, когда он был на высоте и казалось, выигрывал, но случилось так, что его ожидания оказались проваленными. Красота борьбы в шахматах, это, прежде всего выигрыш, победность, изящность самой победы, и в таком случае, требуется дифференциация, понятию «перипетия».
Драматургическая перипетия шахмат, прежде всего, когда ради достижения победы, игрок может жертвовать как фигурами по нескольку раз, так и, казалось бы, на первый взгляд, построением проигрышных под комбинаций в шахматной партии. Это весьма рискованно, но в таком случае игрок субъективно, интуитивно, логически, математически, всё одновременно рассчитывает, полагаясь на свой опыт, ум, свои силы. И ожидание его проигрыша, прежде всего, относится к его зрителю и как следствие, если его соперник упустил эти нюансы, то и настроение зрителей передаётся его сопернику, а это уже явный проигрыш. Можно сказать, таков драматизм шахматной перипетии. На это, на существенность факта пожертвования фигур ради выигрыша, в последствии указывает Смирнов, в своей книге. Цитата; противоречие, между видимой невыгодой и конечной пользой, с таким эффектом выступающее в моменте пожертвования, может проявиться и в другого рода, комбинациях. Итак, можно сказать, что наиболее красивые эстетичные, зрелищные, шахматные комбинации – когда игра имеет целеустремлённость, соединённая с перипетией, происходит в напряжённом, трудном моменте накала борьбы. Моменты перипетийных событий в шахматной партии, для посвященных зрителей, так и для игроков, сопряжены с чувством, весьма сильных ощущений, морально – эстетических сладострастий, в процессах шахматных комбинаций, отдельно взятой шахматной партии. Скрытые аспекты форм, шахматных красивых ловушек, в не навязчивых предложениях и отказах жертв – ловушек, постоянно выдвигаемой партнером «заманчивости», совершить тот или иной ход соперником, благодаря которому, всякий раз, может произойти крутой поворот в игре, «выигрывающий проигрывает – проигрывающий выигрывает».
Часто, победа достигается постепенным не заметным накоплением мелких преимущественных показателей. Может быть даже и часто, в таких ситуациях, без мало привлекательных и не увлекательных комбинаций, приводящих, через простые фигуры и жертвы простыми фигурами, к выигрышу к качественному выигрышу. Такая игра прежде всего, тонкий, грамотный, интеллектуальный, подход, «логистическая эстетичность» в ведении шахматной партии – поучительность, выдержанность, солидность. Минимальность красоты красивых ходов, но тонкий, продуманный, эстетичный расчёт, конечно в процессе игры не видимый зрителю, так как эстетика комбинаций, продумывается в мыслях шахматиста, но его ходы на шахматной доске менее красивы и гротескны, но это, часто и есть залог победы над соперником. И только в конце шахматной партии, проявляется практически, как и в литературе художественной, заслуженный, умственным трудом выигрывающего, впечатляющий, необходимый, неожиданный момент. Истинная шахматная красота игры, возникает только в преодолении трудностей, которые являются чрезвычайными в партии, путём внешних парадоксальных аспектов, с постоянной составляющей остротой, шахматной партии.
|
|