Особенности компьютерных шахмат
Любой энтузиаст разрабатывающий оптимальный алгоритм, способный гарантировать выигрыш у компьютерной программы, должен знать, что все его потуги напоминают попытки создать вечный двигатель или разработать математическую модель беспроигрышной игры в рулетку. При игре в шахматы с компьютером действуют те же принципы что и в шахматной партии между двумя реальными соперниками – выигрывает тот, кто лучше подготовлен к игре. Единственно в чем компьютер превосходит человека – это в отсутствии эмоций и возможности просчета большего числа вариантов в единицу времени. Зато у электронного, программируемого шахматиста отсутствуют такие элементы как удача, везение и «озарение свыше».
Благодаря интуитивно понятному, настаиваемому интерфейсу любая современная шахматная программа имеет различные уровни сложности. Поэтому игрок сам предопределить результат матча. Но при этом теряется вся прелесть заслуженной победы или достойного поражения.
- любая шахматная компьютерная программа, вне зависимости от ее назначения – детская, развлекательная или спортивная, тренировочная имеет следующие преимущества по сравнению с живым игроком:
- компьютер обладает «железным» здоровьем и такие понятия как головная боль, плохое настроение или семейные заботы для него не существуют;
- шахматная программа не прощает ошибок партнера, поэтому такие понятия как блеф или подставка в игре недопустимы;
- благодаря накопленной базе данных профессиональному компьютеру доступны все сыгранные партии, а его быстродействие позволяет за считанные мгновенья проанализировать сложившуюся на доске ситуацию и выбрать оптимальный вариант;
- алгоритм построения шахматной программы изначально настроен на победу, поэтому она изначально настроена на получение тактического превосходства.
Однако ни один компьютер не сумеет заранее составить плана игры и его выигрыш обеспечивается постепенным набором «выигрышных» очков за счет ошибок шахматиста или субъективного фактора. Большую вероятность победы дает затягивание партии с преобладанием длинного маневрирования и расстановкой «позиционных сетей». Сегодня появился такой термин как «антикомпьютерные шахматы», в которых игра ведется по атипичным правилам.
|