Популярность позиционного учения объяснялась достаточно просто – овладение его основами принципами не требовало ни интуиции, ни таланта, ни больших затрат времени и умственного труда. Поэтому многие партии в конце XIX века, будучи формализованными, не представляли интереса для гроссмейстеров как с точки зрения стратегии, так и тактики. На мировых турнирах появился термин «гроссмейстерская ничья», которая характеризовала бессмысленность дальнейшего проведения шахматной партии из-за равенства позиций обоих игроков. Появление гипермодернизма в шахматах Начало ХХ века характеризуется появлением и развитием модернистских течений во многих областях науки и искусства. Это абстракционизм и сюрреализм в живописи и символизм и экзистенциализм в литературе. Не остались в стороне и шахматы. В противовес позиционной школе в шахматной теории начало формироваться модернистское учение получившее название неореализм или гипермодернизм. Основными ее положениями явились следующие постулаты: • традиционалисты-позиционности слишком большое внимание уделяют роли «пешечного» ядра; • контроль за центральными полями шахматной доски должен осуществляться не только пешками, но и более «весомыми» фигурами; • при игре черными, гипрермоденрнисты практиковали активные атаки, без позиционного преимущества, которые являлись целью достижения последнего. Основные положения шахматного гипермодернизма нашли свое применение в дебюте Рети, защитах Алехина, Нимцовича и Грюнфельда. При этом основным признаком этой школы являются постоянные встречные атаки, направленные на перехват инициативы и развитию контригры. Вклад гипрермоденрнистов в шахматную теорию С высоты сегодняшнего дня можно признать, что несмотря на некоторые спорные моменты, присутствующие в стратегиях проведения партий гипрермоденрнистов, именно они вернули остроту шахматных турниров, сделав любую партию достаточно острой и захватывающей. Новаторский вклад гипрермоденрнистов способствовал массовому развитию шахмат, которое наблюдалось в перовой половине ХХ века.
|