Шахматный ресурс » Шахматы » Обзоры партий » Марина и Сергей Макарычевы: Многоликая "Гидра"
 
 

Марина и Сергей Макарычевы: Многоликая "Гидра"

ОДНА ГОЛОВА - ХОРОШО, А 64 - ЛУЧШЕ

???? В лондонском спортивном центре ?Уэмбли? в матче из 6-ти партий с общим призовым фондом 150 тысяч долларов проходило очередное сражение на тему ?Человек против компьютера?. После целой серии подобных соревнований, в которых участвовали Гарри Каспаров, Владимир Крамник, Евгений Бареев, Веселин Топалов и другие гроссмейстеры, шансы людей в битве с электронными монстрами стали расцениваться все более и более скромно. Тем не менее, хозяин поля Майкл Адамс решился еще раз испытать судьбу и выйти на бой с электронной ?Гидрой?. Да, именно так! Программа, созданная группой европейских программистов на деньги арабских спонсоров, получила от последних имя свирепого мифического чудовища с 9-ю головами и змеиным телом.

Впрочем, у компьютерной ?Гидры? голов оказалось не 9, а целых 64 (правда, задействованы были только 32). Причем каждая из них думала со скоростью, превышающей 3 миллиарда операций в секунду. Это позволяло машине просчитывать за ту же секунду 200 млн. ходов, производя на основании расчетов еще и оценку позиции. ?Гидра? использовала настолько мощное ?железо?, что заметно превзошла по своей производительности даже тот компьютерный монстр, которому в 1997 году удалось обыграть в Нью-Йорке Гарри Каспарова. За 8 лет электронная техника ушла далеко вперед. Полуторатонная машина, на которой выступал окруженный особым ореолом ?Дип Блю?, являлась совершенно секретным, более того, самым производительным компьютером того времени. ?Гидра? же использовала хоть и весьма мощное, но все же общедоступное оборудование.
?????Как известно, мифическую 9-головую Гидру Геракл забросал раскаленными стрелами и защитил, тем самым, честь человечества. У Майкла Адамса шансы повторить подвиг античного героя были гораздо меньше.
?????Не станем поражать читателей количеством гигабайт и гигагерц, которые характеризовали используемое ?Гидрой? ?железо?. Отметим лишь, что подобные мощности делали практически безнадежными любые попытки человека соревноваться с компьютером в открытой игре. Тем не менее, Майкл решил не изменять своему привычному дебютному репертуару.

?ГИДРА? ? М.АДАМС (1)
Русская партия C42

?????1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.N:e5.
Не уступает в силе ходу в партии 3.d4, но компьютер избирает более популярное ? популярное среди людей ? продолжение. Мы полагаем, что одним из достоинств такого развития событий, с точки зрения программистов и тренеров компьютера, являлось то, что позиция, которая вскоре возникла на доске, уже неоднократно встречалась в человеческой практике, тем более в практике Майкла Адамса, следовательно, к ней можно было как следует подготовиться. И это обстоятельство сыграло, похоже, решающую роль.
?????3...d6 4.Nf3 N:e4 5.d4 d5 6.Bd3 Nc6 7.0-0 Be7 8.Re1.
Для многих этот ход стал неожиданностью, в том числе, вероятно, и для самого Майкла. Самое популярное сейчас ? 8.c4 Nb4 9.Be2 0-0 10.Nc3; немало партий на эту тему мы видели на супертурнире в Софии.
?????8...Bg4 9.c3.
Лет двадцать назад основным считалось 9.с4, но Василий Смыслов доказал, что после 9...Nf6 10.cd B:f3 11.Q:f3 Q:d5 претендовать на преимущество белые никак не могут, и вариант 8.Rе1 вышел из широкого употребления.
?????9...f5 10.Qb3 0-0 11.Nbd2.
Очень рискованно 11.Q:b7 ввиду 11...Rf6 12.Qb3 B:f3 13.gf Rg6+ с сильнейшей атакой.
?????11...Na5 12.Qc2 Nc6 13.b4 a6.
Возникла теоретическая позиция, в которой основным продолжением считается 14.а4. Однако машина применяет теоретическую новинку!
14.Rb1. Этот ход в основное дерево перебора компьютерных программ не входит. Да и с чисто человеческой точки зрения это не самое логичное и естественное продолжение. Но поскольку Адамс охотно шел на данную позицию, у программистов ?Гидры? имелась возможность нацеленно подготовиться. Возможно, ход 14.Rb1 не так страшен, как может показаться на основании этой партии, однако он (в любом случае!) исключительно ядовит!..
?????14...Bd6 15.h3 Bh5 16.b5.
На первый взгляд ? ход антипозиционный, но... очень сильный. Человеку он просто не приходит в голову, однако в открытых и счетных позициях компьютеры часто идут своим, ?нечеловеческим?, но при этом очень эффективным путем.
?????16...Na5.
После 16...ab 17.R:b5 становится непонятно, как защищать пешки b7 и d5, например, на 17?Ra7 18.R:d5 Bh2+ 19.K:h2 Q:d5 находится 20.Bc4, и черные теряют ферзя.
?????17.c4.
Белые вскрывают центр, после чего подвисает гордость позиции черных ? конь е4, начинает также сказываться и ослабление королевского фланга, вызванное продвижением f7-f5.
?????17...dc 18.N:c4 N:c4
(после 18...B:f3 19.N:a5 черные гибнут, т.к. атаки на короля нет, а они теряют пешку b7) 19.B:c4+ Kh8 20.ba ba 21.Ne5. Белые захватили высоты в центре, слоны вышли на ударные позиции, а у черных сплошные слабости. Ясно, что у белых большой перевес.
?????21...c5.
После этого хода позиция вскрывается окончательно, а это, как мы знаем, очень выгодно для компьютера.
?????22.Bd5 Rc8 23.Be6 Rc7.
Здесь уже казалось обязательным жертвовать качество ? 23...cd 24.B:c8 Q:c8 25.Q:c8 R:c8, и у черных есть повод для сдержанного оптимизма. Адамс на это не решился, допустил тактический просчет и быстро проиграл.
?????24.B:f5
(из-под коня выбивается опора) 24...B:e5 25.de R:f5 26.Q:e4 Bg6. Кажется, что черные развили давление: их слон рентгеновским взглядом посматривает на ферзя и ладью белых, и те при случае могут чего-нибудь зевнуть. Однако следует остужающее...
?????27.Rb6 Rf8
(не проходило 27...R:f2 из-за 28.R:g6) 28.Qe3 Rcf7 29.Rd6 Qa5 30.e6 Re7 (30...R:f2 31.e7) 31.Ba3 Rfe8 32.B:c5 Q:a2 33.Rd2. Черные сдались.

Источник: 64.ru
 
 
 
 
 
   
 

16-08-2005

 
Добавление комментария
   
 

 




 
 
Copyright © 2005 - CHESS-PORTAL.NET
Дизайн — New Studio Usability
ncu-design    Уникальный контент сайта защищен
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. Использование материалов фотографического и текстового характера разрешена с указанием источника.